Психологическая травма. Работа с психологической травмой.
Травма- это «…витальное переживание дисбаланса между
угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их,
сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее
длительное потрясение в понимании себя и мира.» Фишер.
Системные семейные расстановки помогают увидеть запутанные
отношения привязанности в семейной системе. И это не только в семье как мы ее привыкли понимать, но и в семейной системе, куда
входят поколения бабушек и дедушек, прародителей и пра-прародителей. Семейная система это живая система и ее
первой задачей является обновление, воспроизведение себя вновь и вновь через
последующие поколения. И если в системе были травмы в предыдущих поколениях и
эти травмы не были вылечены (например, травмы, полученные в войну, или в
болезни, или в тяжелых ситуациях), то
они остаются в семейной системе и достаются в наследство следующему поколению.
И через работу с травмой могут стать осознанными
для клиента, и он может увидеть отношения , основанные на поддержке и уважении,
что исцеляет травму.
Мать. Работа с травмой, как индивидуальная , так и через семейные
расстановки подтверждают выводы Дж. Боулби, Бриш, Эйнсворт о привязанности,
прежде всего ребенка и матери, что становится основой доверия , автономности и
душевного здоровья человека. Развитие
ребенка начинается со слияния двух клеток, клеток матери и отца. Душа ребенка
развивается в отражении души матери, она служит ему зеркалом. Мать улыбается,
ребенок знает «я в порядке», мать эмоционально закрыта для ребенка, он знает «
я не в порядке». Так неосознанно у человека формируются паттерны эмоциональных реакций на мир. Любовь
ребенка к матери является сильнейшей душевной привязанностью. Душевные качества
матери накладывают отпечаток на ребенка, и если сама мать травмирована, и не
может обеспечить здоровые эмоциональные отношения с ребенком, ребенок
переживает травму. Механизм травмы состоит в «замораживании» и диссоциации или
расщеплении целостности ребенка, появлении условно помимо здоровой части
психики, выживающей и травмированной частей.
Отец. Отношения с отцом открывают ребенку второй доступ к
миру, они освобождают ребенка от симбиотических отношений с матерью, позволяют
отделяться от матери при взрослении. Чтобы взрослеть, ребенку нужны по-настоящему надежные отношения с отцом, он
поддерживает стремление к автономности в противовес стремлению к безопасности,
за что отвечает мать. Но у родителей могут быть свои травмы, именно они приводят
к путанице в семейной системе: ребенок не уважает родителя, семья расколота на
два лагеря, много гнева , обид, страха и
т.д. в отношениях.
Франц Рупперт так
говорит о здоровых, выживающих и травмированных частях души.
Признаки здоровых частей души.
-способность открыто воспринимать реальность,
-способность адекватно выражать чувства,
-хорошая способность
к вспоминанию,
-доверие к другим людям,
-способность создавать эмоциональные связи,
-зрелый подход к сексуальности,
-готовность к рефлексии собственных действий,
-готовность к соразмерному принятию ответственности,
-любовь к правде и ясности,
-надежда на хорошее разрешение проблем.
Признаки травмированных частей души.
- сохраняет вспоминание о травме,
-останавливаются в развитии на момент травмы,
-реагируют на триггеры неожиданным всплеском эмоций.
Признаки выживающих частей души.
-охраняют душевное расщепление,
-вытесняют и отрицают травму,
-стараются не вспоминать о травме,
-контролируют травмированные части,
-строят иллюзии,
-ранятся вновь.
Если у родителей есть травматический опыт, то они не могут
полностью открыться ребенку как мать или как отец, потому что их пугает
контакт с травмированными частями себя.
Т.о. важно для налаживания контакта с ребенком работать с собственной травмой.
Как помогает психотерапия, ориентированная на привязанности
и травмы? Франц Рупперт говорит, она
ищет первопричину душевных ран в общем космосе привязанностей человека и рассматривает при этом несколько
поколений. Она способствует дальнейшему
душевному развитию человека путем
создания эмпатических отношений, с их
поддержкой терапевтом через осознание
травмирующих воспоминаний. Через поддержку здоровых частей «я», создание
безопасного пространства для осознания травмы.
При работе с психологической травмой используются:
-индивидуальная психотерапия,
-системные расстановки травмы, системные расстановки
идентичности,
-холистический массаж.